Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)

FacultyNews

Курсантский совет

Программы и правила проведения вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно

Программы вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно, и правила их проведения
МАТЕМАТИКА

Порядок проведения вступительного экзамена по математике

Письменный  экзамен  по математике проводится для оценки уровня подготовленности абитуриента по дисциплине и его соответствия критериям, обеспечивающим успешное усвоение учебного материала математических, естественнонаучных, общепрофессиональных и  специальных дисциплин, изучаемых в училище.

Экзаменационная работа выполняется абитуриентами в течение пяти часов по индивидуальным билетам с заданиями практического характера. Использование всевозможных справочных материалов на экзамене запрещено.

Требования к подготовке абитуриента по математике

Абитуриент должен знать основные понятия и факты арифметики, алгебры, начал анализа и геометрии, уметь четко, точно и сжато выражать математические рассуждения в письменной форме, уверенно оперировать математическими знаниями и навыками, предусмотренными программой средней школы, и уметь применять их при решении задач, содержание которых базируется на соответствующих материалах ЕГЭ текущего учебного года.

Для успешного выполнения заданий экзаменационного билета необходимы следующие основные умения и навыки:

производство арифметических действий над числами, заданными в виде обыкновенных и десятичных дробей; округление результатов вычислений с требуемой точностью;

выполнение тождественных преобразований многочленов, дробей, содержащих переменные, выражений, содержащих степенные, показательные, логарифмические и тригонометрические функции;

построение графиков линейных, квадратичных, степенных, показательных, логарифмических, тригонометрических функций;

решение линейных, квадратных и сводящихся к ним уравнений и неравенств, систем линейных уравнений, уравнений и неравенств, содержащих модули;

решение уравнений, неравенств, систем уравнений, содержащих степенные, показательные, логарифмические и тригонометрические функции;

использование геометрических представлений при решении алгебраических задач, изображение геометрических фигур на чертеже и производство простейших построений на плоскости;

решение задач планиметрии и стереометрии с использованием основных геометрических постулатов;

применение начальных понятий математического анализа для исследования свойств функций.

Для каждой задачи экзаменационного билета абитуриент должен уметь составить план решения, обосновать каждый этап и переход, ответить на вопросы: имеет ли задача решение; если имеет, то сколько; как найти все решения?

 

Критерий оценки письменных экзаменационных работ

по математике 

Экзаменационный билет содержит шесть практических заданий. Максимальная оценка за каждое из них выставляется при наличии правильно выполненного, достаточно обоснованного, полно описанного и безукоризненно оформленного решения задачи.

Снижение оценки за выполнение практического задания производится следующим образом

СНИМАЕТСЯ

 20% баллов,  если задача решена правильно, но допущены 1 – 2 недочета (запись ответа в виде, допускающем упрощение; неточность в поясняющем тексте; недостаточное обоснование правильного рассуждения; неаккуратное оформление решения);

 40% баллов,  если задача решается в принципе правильно, но допущена одна несущественная арифметическая или другая негрубаяошибка (не указаны условия существования решения, в частности, область допустимых значений выражений; область допустимых значений найдена неверно; не произведена проверка результата в том случае, где она необходима; приобретены посторонние решения уравнения или неравенства), или (и) один недочет непринципиального характера, приведшие к неверному ответу. То же самое – в случае, когда ошибок нет, но допущено три недочета;

60% баллов,  если метод решения выбран и реализуется верно, но результат не получен или неверен из-за одной грубой илидвух негрубых ошибок, или при наличии более трех недочетов. Грубыми считаются ошибки, показывающие, что абитуриент не знает основных теоретических определений, понятий, формул, правил, теорем или (и) не умеет их применять в ходе решения практических заданий, а также вычислительные ошибки, свидетельствующие об отсутствии прочных навыков устного счета;

80% баллов,  если метод решения выбран в принципе верно, но не реализован, и задача решена лишь частично, ответа нет или он неправильный, или если допущено две грубыхилитри-четыре негрубых ошибки. То же самое – в случае, когда задача решена неправильно, но в решении записаны и применены верно некоторые формулы, правила, свойства и т.д.

 

Программа вступительного экзамена по математике

 

Арифметика

Натуральные числа. Целые числа. Рациональные числа, их представление в виде обыкновенных и десятичных дробей. Иррациональные числа.

Действительные числа. Числовая прямая. Сравнение действительных чисел. Свойства числовых неравенств. Числовые промежутки. Операции над действительными числами.

Модуль действительного числа, его свойства и геометрический смысл.

 

Алгебра и начала анализа

Виды алгебраических выражений. Тождественное преобразование выражений. Тождество.

Одночлены и многочлены. Формулы сокращенного умножения. Разложение многочленов на множители.

Рациональные дроби и операции над ними. Преобразование рациональных и иррациональных выражений.

Степени с натуральным, целым, рациональным показателями. Свойства степеней с рациональными показателями.

Логарифм положительного числа. Логарифм произведения, частного, степени. Переход к новому основанию логарифма.

Тригонометрические функции угла. Основные тригонометрические тождества. Формулы сложения. Формулы двойного угла. Формулы приведения. Методы доказательства тождеств, содержащих тригонометрические функции.

Функция. Четные и нечетные функции. Периодические функции. Монотонные функции. Область определения функции.

Свойства и графики линейных, квадратичных, степенных, показательных, логарифмических, тригонометрических функций.

Уравнение. Равносильность уравнений. Линейные и квадратные уравнения. Теорема Виета. Уравнения, содержащие переменную под знаком модуля. Рациональные уравнения.

Иррациональные, показательные, логарифмические, тригонометрические уравнения и методы их решения.

Система двух уравнений с двумя переменными. Равносильные системы. Решение систем двух уравнений с двумя переменными методами подстановки и сложения.

Неравенство с одной переменной. Система и совокупность неравенств с одной переменной. Линейные, дробно-линейные, квадратные неравенства. Неравенства с модулями. Показательные, логарифмические, тригонометрические неравенства.

Арифметическая и геометрическая прогрессии.

Производная функции. Таблица производных. Производные суммы, произведения, частного. Касательная к графику функции. Применение производной к исследованию функций на монотонность и экстремумы.

 

Геометрия

Геометрические фигуры. Точка. Прямая. Определения, аксиомы, теоремы. Основные свойства простейших геометрических фигур (окружности, угла, треугольника, параллелограмма, ромба, прямоугольника, трапеции) и соотношения между их элементами. Площади плоских фигур.

Решение треугольников. Соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике. Теоремы синусов и косинусов.

Координаты точки на плоскости и в пространстве. Уравнения прямой на плоскости.

Основные понятия и теоремы стереометрии. Многогранники. Площадь боковой и полной поверхности, объем призмы и пирамиды. Правильные  многогранники. Тела вращения. Площадь боковой и полной поверхности, объем цилиндра и конуса.

Образец варианта экзаменационной работы по математике

 

ФИЗИКА

Структура экзаменационных вариантов

 

  1. 1. Каждый вариант состоит из 7 заданий: 5 задач и 2 тестовых задания.
  2. 2. Каждая задача оценивается по 18 баллов, тестовые задания по 10 баллов.
  3. 3. Максимальная сумма баллов - 100: 18 баллов * 5 заданий + 10 баллов * 2 задания = 100 баллов.
  4. 0 - 35- баллов - оценка «2»,
  5. 36-50 баллов - оценка «3»,
  6. 51 - 64 баллов - оценка «4»,
  7. 65 и более баллов - оценка «5».
  8. 18 баллов - правильно сделаны соответствующие чертежи (рисунки), поясняющие содержание задачи, данные задачи переведены в одну систему единиц (СИ); верны исходные формулы и задача решена в общем виде; в окончательную формулу подставлены числовые данные и получен правильный ответ; аккуратно оформлено решение.

 

Баллы снимаются в следующих случаях:

  1. до 5 баллов - за отсутствие пояснения хода решения задачи;
  2. до 5 баллов - за отсутствие чертежа (рисунка), поясняющего содержание за-дачи, или небрежное оформление правильно решенной задачи;
  3. до 5 баллов - за отсутствие решения в общем виде;
  4. до 5 баллов - за ошибки при переводе величин в одну систему единиц (СИ) или ошибки в промежуточных расчетах при правильных исходных формулах и верхнем ходе решения.

 

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

На экзамене по обществознанию поступающий в УВАУ ГА (И) должен показать знание основных вопросов, изученных в школьном обществоведческом курсе, и обнаружить способность:

− определять основные понятия, указывая на отличительные существенные признаки объектов, отраженных в данном понятии;
− правильно употреблять в устной или письменной речи обществоведче-ские термины;
− называть (перечислять) изученные социальные явления и объекты или их существенные свойства;
− сравнивать изученные социальные объекты;
− объяснять (интерпретировать) изученные социальные явления и процес-сы, т.е. раскрывать их устойчивые существенные связи, как внутренние, так и внешние;
− характеризовать изученные социальные объекты и процессы, указывать свойственные им признаки, имеющие значение в каком-либо отношении;
− приводить собственные примеры, пояснять изученные теоретические и социальные нормы на соответствующих фактах;
− давать оценку изученных социальных объектов и процессов, высказывать суждение об их ценности, уровне или значении.

 

Содержание

 

     Общество

     Понятие “общество”. Взаимосвязь природы и общества. Общество как система. Общественные отношения. Основные сферы жизни общества. Деятельность людей – реальная движущая сила общественного развития. Свобода и деятельность человека. Границы свободы. Соотношение свободы  и необходимости в деятельности людей. Цивилизация и культура. Исторический процесс и его участники. Многообразие путей и форм общественного развития. Революция и эволюция. Развитие взглядов об общественном прогрессе и его критериях. Противоречивость прогресса.

     НТР и ее социальные  последствия. Глобальные проблемы человечества. Угроза экологической катастрофы и пути ее предотвращения.

     Многообразие и единство современного мира.

     Человек

     Человек, индивид, личность. Природное и общественное в человеке. Мышление и речь – специфические свойства человека. Способности человека и их развитие.

     Духовная жизнь человека. Вера. Совесть. Свобода и ответственность. Смысл жизни. Духовность и бездуховность. Нравственный выбор. Личность. Социализация и воспитание личности. Межличностные отношения. Конфликтные ситуации и способы их разрешения.

     Деятельность как способ человеческого бытия. Мотивы деятельности. Потребности и интересы. Структура деятельности. Цель, средства ее достижения, результат. Многообразие видов деятельности. Творческая деятельность. Деятельность и общение. Роль игровой, познавательной, трудовой деятельности в формировании личности.

     Познание

     Познание человеком мира и самого себя.

     Познание и знание. Истина и ее критерии.

     Научное познание и его особенности. Основные методы научных исследований.

     Многообразие путей исследования.

     Социальное познание. Исторические факты, их интерпретация и оценка.

     Духовная жизнь общества

     Культура и духовная жизнь. Духовная культура. Духовные ценности. Тенденции духовной жизни современной России. Мировоззрение, его типы. 

     Роль образования в жизни человека и общества. Система образования в Российской Федерации. Самообразование.

     Наука в современном обществе, ее функции.

     Искусство, его виды и место в жизни человека.

     Религия, ее роль в жизни общества. Религия как одна из форм культуры. Мировые религии. Веротерпимость и свобода совести как духовные ценности.

     Мораль, ее сущность. Роль морали в жизни человека и общества. Моральные ценности и идеалы. Нормы морали. Моральная оценка деятельности.

     Культура. Многообразие культур в современном мире. Диалог культур.

     Экономика

     Экономика и ее роль в жизни общества.

     Собственность, многообразие ее форм. Экономические системы.

     Производство, его факторы. Издержки производства.

     Рыночные отношения в современной экономике. Спрос и предложение.

     Конкуренция и монополия. Предпринимательство, малый бизнес. Цена товара. Прибыль.

    Государственное регулирование рыночной экономики. Экономическая политика.

     Человек в системе экономических отношений. Труд. Заработная плата. Безработица и социальная защита населения.

     Доходы и расходы семьи.

     Экономические реформы в Российской Федерации.

     Социальные отношения          

     Социальная структура общества и ее элементы.

     Большие и малые группы.

     Семья как малая группа. Семья в современном обществе. Ролевые отношения в семье. Семейный долг и семейные обязанности.

     Социальная дифференциация. Социальные общности. Социальная мобильность. Люмпены и маргиналы.

     Этнос. Нация. Национальное самосознание. Межнациональное сотрудничество. Межнациональные конфликты и пути их преодоления.

     Понятие о поколениях. Социальный статус личности. Социальная роль. Социализация. Социальные права и социальная ответственность. Социальные нормы и отклоняющееся поведение.

     Социальный конфликт и пути его разрешения. Экстремизм. Компромисс. Толерантность.

     Социальные отношения в современной России.

     Политика

     Политика и ее роль в жизни общества. Политика как деятельность. Субъекты и объекты политики.

     Политическая власть. Разделение властей.

     Политическая система общества. Роль государства в политической системе. Признаки государственного суверенитета. Функции государства. Формы государства.

     Территориально-государственное устройство. Политический режим. Демократический, авторитарный и тоталитарный режимы.

     Гражданство. Формы политического участия граждан. Выборы, референдумы. Гражданское общество и правовое государство. Признаки правового государства. Политический статус личности. Политическая культура.

     Право

     Сущность права. Права как мере свободы и ответственности. Права человека. Основные международные правовые документы. Всеобщая декларация прав человека. Нормы права. Отрасли права. Государство и право. Право и закон.

     Правонарушения. Юридическая ответственность. Преступление. Уголовная ответственность. Административный проступок. Правоохранительные органы.

     Конституция – Основной Закон государства. Основы конституционного строя Российской Федерации. Федерация, ее субъекты. Законодательная, исполнительная, судебная власть в Российской Федерации. Институт президентства.

     Граждане и государство: взаимные права и взаимные обязанности.

     Правовые основы семейных отношений.

     Право на труд и трудовые отношения. Трудовой договор.

     Имущество и имущественные отношения. Право частной собственности.

     Правовое регулирование предпринимательской деятельности.

     Политические права и свободы.

 

Критерии оценки

на экзамене  по дисциплине “Обществознание”

 

    Каждый экзаменационный билет по дисциплине “Обществознание” состоит из двух частей.

     Часть 1 включает 8 (восемь) заданий (тестов) с выбором ответов. К каждому заданию дается 4 ответа, только один из них правильный.  

     Часть 2 включает два задания, на которые абитуриент дает  развернутые свободные ответы.

     Все задания  отражают учебный материал по основным разделам программы вступительного экзамена: общество, человек, познание, духовная жизнь общества, экономика, социальные отношения, политика, право. Ответы к этим заданиям абитуриент должен сформулировать самостоятельно.

     В целях повышения объективности при оценке знаний абитуриентов по дисциплине “Обществознание” применяется рейтинговая система.

     Оценка заданий 1 части: каждое правильно выполненное задание оценивается пятью баллами, т.е. максимальная оценка 40 баллов.

     Оценка заданий 2 части. Высший балл за ответ по одному вопросу – 30 баллов, соответственно максимальная оценка за ответ по двум вопросам – 60 баллов. Максимальная суммарная оценка по всем трем частям экзаменационного билета – 100 баллов.

     Критериями оценки ответов по одному вопросу 2 части билета являются:

     –  неудовлетворительно (0 – 4 балла) – абитуриент отказался отвечать или он ответил на другие, отличные от поставленных в билете, вопросы;

     –  удовлетворительно (5-10 баллов) – абитуриент не раскрыл сути вопроса, но отразил некоторые его аспекты и исходные теоретические положения без связи с практикой;

     –  хорошо (12-20 баллов) – абитуриент отразил основные положения поставленного в билете вопроса, подкрепив их собственными примерами;

     –  отлично (21-30 баллов). Абитуриент владеет категориальным аппаратом и в полной мере раскрыл теоретический материал, связав его с практикой.

     Рейтинговая оценка абитуриенту выставляется как средний показатель частных оценок, выставленных членами предметной  экзаменационной комиссии.

 

РУССКИЙ ЯЗЫК

Программа вступительного экзамена

Настоящая программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования.

Цель экзамена — отобрать в вуз наиболее подготовленных абитуриентов. Вступительный экзамен по русскому языку позволяет проверить степень владения правилами русской орфографии и пунктуации, умение работать с текстом.

Содержание программы

Морфемика и словообразование. Морфема как единица языка. Виды морфем. Чередование гласных и согласных в морфемах. Основные способы образования слов в русском языке. Сложные слова и их правописание. Сложносокращенные слова и их правописание.

Морфология. Имя существительное. Способы образования имен существительных. Имя прилагательное. Способы образования имен прилагательных. Имя числительное. Склонение числительных. Местоимение. Склонение местоимений. Глагол. Способы образования глаголов. Причастие. Деепричастие. Наречие. Способы образования наречий. Предлог. Союз. Частица. Междометие.

Синтаксис. Простое предложение. Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения. Обращение. Вводные слова и вводные предложения. Сложное предложение. Союзные и бессоюзные сложные предложения. Союзные сложные предложения: сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Сложносочиненные предложения с различными видами сочинительных союзов. Сложноподчиненные предложения с различными средствами связи. Виды сложноподчиненных предложений. Бессоюзные сложные предложения. Сложные предложения с различными видами связи. Предложения с прямой и косвенной речью.

Орфография. Правописание морфем. Слитное, дефисное и раздельное написание. Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса слов.

Пунктуация. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания внутри простого предложения. Знаки препинания между частями сложного предложения. Знаки препинания при передаче чужой речи. Знаки препинания в связном тексте.

 

Организационно-методические рекомендации по проведению экзамена

 

Вступительный экзамен по русскому языку проводится для поступающих, не сдававших единый государственный экзамен (ЕГЭ) по русскому языку и не представивших его результаты.

Вступительный экзамен по русскому языку в форме письменного тестирования (комплексный экзамен) проводится для граждан:

-        с ограниченными возможностями здоровья (лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психическом развитии, в том числе глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и других);

-        имеющих среднее (полное) общее образование, полученное в образовательных учреждениях иностранных государств;

-        имеющих высшее профессиональное образование;

-        имеющих среднее (полное) общее образование, полученное до 1 января 2009г.;

-        при приёме для обучения по очной и заочной формам обучения.

Тестовые задания состоят из 3 частей:

-        часть I – орфография;

-        часть II – пунктуация;

-        часть III – речеведение.

Методика проведения экзамена в форме письменного тестирования (комплексный экзамен):

  1. Абитуриент:

-        читает тест;

-        вставляет пропущенные буквы и раскрывает скобки (задание 1);

-        расставляет знаки препинания (задание 2);

-        выполняет задания по речеведению (задание 3).

  1. Задания выполняются на черновике, затем записи переносятся на внутреннюю сторону титульного листа экзаменационной работы.
  2. По окончании выполнения теста экзаменационная работа сдается членам приёмной комиссии.

Критерии оценивания результатов

Максимальное количество баллов при безошибочном выполнении – 100 баллов: части I – 40 баллов; части II – 30 баллов; части III– 30 баллов.

При проверке экзаменационной работы  по русскому языку учитывается наличие/отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок.

Лица, получившие на вступительном экзамене по русскому языку результат ниже установленного минимального количества баллов (36 баллов), подтверждающего успешное прохождение вступительного экзамена, выбывают из конкурса.