Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)

Головной отраслевой музей истории гражданской авиации

Головной отраслевой музей истории гражданской авиации, являющийся структурным подразделением ФГБОУ ВО «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева» (до 2016г. УВАУ ГА (И)), образован в соответствии с приказом Министра гражданской авиации СССР Б.П. Бугаева от 01.06.83 № 97 в целях сосредоточения в нем образцов авиационной техники и создания экспозиции, отражающей славный трудовой путь гражданского воздушного флота страны.

С 1999 года музей входит в Ассоциацию технических музеев Международного союза ИКОМ. Музею присвоено звание «Народный». Общее количество экспонатов составляет более 4 000 единиц хранения. Из этого числа 730 экспонатов – подлинные образцы, отражающие историю гражданской авиации со времен зарождения до наших дней.

Составной частью музея является уникальная выставка отечественных самолетов и вертолетов гражданской авиации, развернутая в районе аэродрома «Ульяновск (Баратаевка)» площадью около 18 га.

 Samol 1Samol 2Samol 4
 Вся эта техника была передана музею после завершения ее летного ресурса, часть найдена поисковыми группами, энтузиастами по всей стране и воссоздана заново силами учащихся учебных заведений.
По решению ректора С.И. Краснова коллекция музея пополнилась новыми экспонатами - самолетами, которые ранее использовались УВАУ ГА (И) в учебных целях.

На выставке экспонируется более 30-ти единиц авиационной техники, от маленького По-2 до современных реактивных гигантов. Среди них: самолеты Ак-1; По-2; Ан-2; Ан-14; Л-29; Л-410; М-15; Ту-104; МиГ-25; Ту-134; Ту-114; Ил-18; Ил-62; Ту-144; вертолеты: Ми-1; Ми-2; Ми-4; Ми-6; Ми-8. Девять экспонатов музея являются памятниками науки и техники. Это Ант-4 (ТБ-1)- 1925 г.; Ил-14 – 1950 г.; Як-12м – 1946 г.; Ми-1 – 1948 г.; Ту-104 – 1955 г.; Ту-114 - 1957 г.; Ту-116 – 1967 г.; Ту-124 – 1960 г.; Ту-144 – 1968 г. Некоторые из них являются единственными в мире.

ТУ-104

ТУ-104 - первый советский реактивный авиалайнер. Выполнил первый полет и провел испытания самолета (1955) уроженец Симбирского края, летчик-испытатель, Герой Советского Союза (посмертно) Ю.А. Алашеев.

АНТ-4

АНТ-4 - первый в мире тяжелый цельно-металлический бомбардировщик (моноплан). На самолете такого типа был совершен первый перелет из СССР в США в 1929 году.

ТУ-144

ТУ-144 (бортовой номер 77110) - первый в мире сверхзвуковой авиалайнер. Осуществлял пассажирские перевозки Москва-Алма-Ата (1977-1978 гг.).Экспонировался на международном авиасалоне Ле-Бурже (Франция).

 
У истоков основания музея стояли :

- начальник управления учебных заведений ГА СССР Дарымов Юрий Петрович;
- зам. начальника центра ГА СЭВ Дельдюжов Владимир Павлович.

Становление музея проходило под руководством его директоров:
- Корнеев Владимир Митрофанович;
- Гуркин Александр Петрович;
- Никитков Петр Данилович.

Достойный вклад в развитие музея и сохранение авиационного и исторического наследия нашей страны внесли работники училища Герои Советского Союза Николай Иванович Мартьянов, Иван Федотович Якурнов.

В настоящее время Головной отраслевой музей истории гражданской авиации возглавляет Ю.М. Валкин. Уже не один год в музее успешно трудятся ветераны гражданской авиации К.Ш. Аллабергенов, В.А. Молгачев.

Головной отраслевой музей истории гражданской авиации является научно-методическим, культурно-просветительским учреждением, используемым в качестве учебно-научной лаборатории ФГБОУ ВО «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева», а также центром по популяризации авиационной науки и техники среди жителей и гостей Ульяновской области.

Samol 5


На высоком научном и организационном уровне проведена Международная конференция авиационных музеев, посвященная 30-летию Головного отраслевого музея истории ГА. Были подписаны договора о Дружбе и сотрудничестве с музеями авиации Украины и Латвии.. За последние годы была проделана целенаправленная работа по сохранению и восстановлению экспонатов.

В последнее время музей обрел свое второе дыхание. С каждым днем интерес к истории российской авиации возрастает как на государственном уровне, так и среди населения нашей страны и нашего города. А это значит что музею жить и возрастать вместе с Отечеством, зарождать искру таланта в маленьких посетителях – будущих конструкторах и испытателях новых лайнеров!